Читаем детям о войне

 В этом году прошла Х Международная акция «Читаем детям о войне». Была подана заявка на участие в этой акции  совместно с председателем ТОС «Добролюбовский» Чудеса Валентиной Николаевной, и стали придумывать, что же сделать нам такого, что ещё не было сделано до нас. Идея пришла неожиданно.  Мы делились с вами ранее своими впечатлениями о нашем знакомстве с Мемориальной картинной галереей «Великая Отечественная война 1941-1945гг», о нашем восхищении Диарамой,  картинами Вениамина Карповича Чебанова. Места более подходящего для чтения детям о войне, придумать трудно. Связались с начальником художественно-патриотической работы мемориальной галереи Марией Геннадьевной Мышкиной, поделились своими планами на проведение акции в стенах  галереи, и она нас поддержала. Был выбран рассказ для  основного чтения и подготовлены вопросы для беседы, подготовлена видеопрезентация, и пришла ещё одна идея: а что, если  знакомство детей  с картинами В.К. Чебанова совместить  со стихотворениями наших земляков, авторов-новосибирцев, и  стихотворениями участников конкурса молодых поэтов на приз имени Бориса Богаткова?. Были подобраны поэтические произведения, точно отражающие события на картинах. Намечен маршрут по картинным залам. Конечно мы все волновались — всё таки проводить мероприятие не в стенах своей библиотеки всегда ответственно, а в данном учреждении вдвойне.

И вот прибыли участники акции, учащиеся 6 класса МБОУ СОШ №32. В зале №1 была организована небольшая встреча, детям было разрешено ознакомиться с оружием, подержать, сфотографироваться, послушать рассказ об оружии. Ровно в 11 часов, согласно Положению, началась акция. Детей пригласили в зал №2 и началось у картин чтение стихотворений. Таким образом были прочитаны стихотворения Натальи Шпиякиной «Нам жить и помнить и беречь», Радушкина Константина «Лежу на земле», Тарасенко Анны «Письмо с фронта». Затем в конференц-зале   ребятам был прочитан  рассказ Льва Кассиля «Рассказ об отсутствующем». Была проведена беседа по произведению, представлена выставка книг о детях-героях войны,  дополнительно показан видеоролик «Гавроши Великой отечественной» и  почтили  минутой молчания  погибших  на войне детей.

Далее продолжилось знакомство с картинами и стихами, были прочитаны произведения Татьяны Бархатовой «Их провожали на войну» , Инги  Дмитриевой-Гвоздь «Солдатские письма», Зиноватной Елены Николаевны

 « Глубокий тыл», Мицура Натальи «Человек, с высоты повидавший войну».

Закончилась акция в зале Диарама, где  ребятам был представлен небольшой  рассказ о её создании. И снова стихи…. Сергея Ковальчука «А в долине стригут пулемёты» и Бориса Богаткова «Перед наступлением».

Вот такой содержательной и познавательной получилась акция в этом году. Дети были в восторге. Нам стали поступать звонки о повторе данного мероприятия для учащихся других классов. Теперь мы точно уверены, что совместная работа  коллектива  нашей библиотеки, Чудеса Валентины Николаевны (ТОС «Добролюбовский»), и сотрудников Мемориальной картинной галереи,  нашла отклик у детей  и получит продолжение.

Заведующий филиалом «Библиотека имени Бориса Богаткова»

           Литвинова Людмила Васильевна

Час памяти

 

В  канун праздника Дня Победы  снова у нас в гостях воспитанники частного детского сада «ТаланЪ».  Ведущая Часа памяти, Ирина Анатольевна Лапушкова, с осторожностью подбирала  материалы к этому мероприятию, учитывая то, что  группа детишек смешанная, возраст воспитанников от 3-х до 6-ти лет. Побывав у нас на мероприятии «Путешествие в книжкин дом», эти детки оставили после себя массу самых лучших впечатлений, поскольку дети развиты и эрудированы.

 Но и в этот раз они нас смогли удивить. На все вопросы о Великой Отечественной войне, дети давали уверенные и правильные ответы, да и сами задавали вопросы. После краткой беседы и просмотра мультфильма «Солдатская сказка», который вызвал отклик и эмоции ребятишек, для них была проведена экскурсия в музейной комнате «Без прошлого нет будущего». Дети узнали что  такое  «блиндаж», «привал», «солдатский паёк», «фляжка», «планшет», «рация», «керосиновая лампа», и много другое. Им показали коллекцию военных головных уборов, после чего, как и все наши предыдущие гости, им захотелось эти уборы примерить.

Мы услышали слова благодарности и признание, что им у нас понравилось. И мы рады будем очередной встрече с вами, уважаемые сотрудники и воспитанники  частного детского сада «ТаланЪ».

 

Заведующий филиалом «Библиотека имени Бориса Богаткова»

Литвинова Людмила Васильевна

 

 

 

Встреча с интересным человеком

В  нашей библиотеке прошла очередная, уже 5-ая встреча, из цикла «Встреча с интересным человеком». Нашим гостем стал самый молодой из всех приглашённых ранее, Сергей Михайлович Ковальчук. Хоть он и работает преподавателем истории в школе № 165 Советского района  города Новосибирска, и привык к тому, что его называют по отчеству, да не обидится он на нас, далее мы будем его называть Сергеем. Потому что он является одним из победителей второго конкурса молодых поэтов на приз имени Бориса Богаткова. В Сергее сочетается столько граней самых лучших человеческих качеств, что прямо с первых минут разговора понимаешь – да, с ним интересно…. Сергей в этом году представил  у нас в библиотеке, на встрече со старшеклассниками, учащимися 9 и 10-х классов школы № 32, свою третью авторскую программу «Брест. Берлин. Афганистан. Соединяя поколения». Сергей читал стихи собственного сочинения, рассказывал о  военных событиях и случаях, о своих мыслях и чувствах, после посещения мест, где проходили бои. На вопрос, как и почему он пишет стихи именно такой тематики и такого содержания, Сергей ответил быстро…. «Вот, например, стихотворение «Мне в это лето было 18», я написал после того, как прочитал, что средний возраст погибших воинов на фронтах Великой отечественной войны был 20-21 год. А стихотворение «А в долине стригут пулемёты» я написал прямо во время, когда я шёл по этой долине в Бельском районе Тверской области, и понимал, что на открытом месте, практически «как на блюдце», идти в атаку под непрекращающимся пулемётным обстрелом врага, может идти только очень храбрый человек. И такими  героями были наши  земляки, воины-сибиряки, именно они участвовали в операции «Марс» под городом Белый. В общей сложности там погибло более 12 тысяч человек. В благодарность нашим отважным землякам, в этом городе, ЕЖЕГОДНО, проводится праздник «День сибиряка». Сергей рассказал, как его удивило, насколько люди, уже более 70 лет,  благодарны воинам-сибирякам, за то, что они сделали в годы Великой Отечественной войны, и эта благодарность неподдельная, не дежурная, а искренняя, настоящая. Эта поездка оставила настолько  глубокое впечатление, что Сергей занялся поиском неизвестных солдат-сибиряков, родственников погибших. Стал ночами работать на архивных сайтах, и сейчас  уже установил личности 55 земляков, которые считались пропавшими воинами в годы Великой Отечественной войны. Единственное, о чём сожалеет Сергей, что в сутках всего лишь 24 часа, времени катастрофически не хватает, и приходится урывать его у своей любимой семьи, у двух сыновей. Сергей  рассказал, как ему очень хотелось написать стих о блокадном Ленинграде. Но с темой никак не мог определиться. И вот помог сынок…Он подошёл с просьбой «Папа, дай поесть!» Сергей говорит: «Меня просто прошило током…Я понял, как же было тяжело родителям в блокадном Ленинграде. Ведь страшнее и тяжелее для родителей ничего и быть не может, если он видит голодные глаза детей, а накормить просто нечем. Вот пока кормил своих детишек, сочинил стихотворение «Блокадный хлеб». Сергей сделал подарок нам, сотрудникам библиотеки и своим зрителям, написал стихотворение «Памяти Бориса Богаткова» именно к этой встрече. Мы и стали первыми слушателями этого произведения. Спасибо.

Стихотворения о войне в Афганистане, тоже рождаются после бесед с участниками тех событий, или после прочтения какого-то материала, который трогает своей правдивостью и жизненностью. Так родились «Афганский алфавит», «Салам, шурави!», «Афганские монументы».

Сергей  мастерски умеет наладить диалог, это показала беседа его  и  старшеклассников, нечасто молодые люди, после окончания встречи задают вопросы, спорят и обмениваются мнением. А вот после этой встречи, это всё было. Конечно, Сергею помогает опыт учителя, но ещё при встрече с ним подкупает его искренность, открытость, увлечённость.

Есть такие люди, как бриллианты, с какой стороны не узнаешь, все нравятся. Вот Сергей именно такой многогранный человек-бриллиант. Он любит свою работу, он любит свою семью и сынишек, он предан своему благородному делу в розыске солдат, его стихотворения вызывают отклик и интерес, потому что он написаны от души, прожиты, прочувствованы. Его  авторские программы  интересны и содержательны, потому что сделаны настоящим патриотом своей страны.

Мы желаем Вам, Сергей Михайлович, успехов в работе!

Мы желаем тебе, Сергей, успеха в творчестве и во всех делах!

С нетерпением будем ждать с новой авторской программой в нашей библиотеке  в 75 годовщину Победы!

 

Заведующий филиалом «Библиотека имени Бориса Богаткова»

Литвинова Л. В.

 

Память нужна живым

Предваряя выступление приглашенного гостя, заведующая библиотекой имени Б.А.Богаткова Литвинова Л.В. объявила: «Тема, с которой предстоит познакомиться, очень тяжела для восприятия. Поднимается редко. До недавнего времени многие факты замалчивались». Но об этом следует знать. 11 апреля – Международный день освобождения узников фашистских концлагерей. Миллионы людей вынуждены были пройти через этот ад. Огромное число узников погибло, не выдержав нечеловеческих условий существования. Еще большее количество их было целенаправленно уничтожено. Очевидцев тех событий мало, и с каждым годом становится все меньше. И говорить им на эту тему очень трудно…

Из более чем  10 миллионов советских заключенных, каждый пятый – ребенок (!). В стенах нашей библиотеки делится воспоминаниями бывший узник концлагеря Шихваргер Григорий Аврамович. А в конференц-зале – дети: два седьмых класса из школы № 32.

«В Новосибирске есть  «Союз бывших малолетних узников фашистских концлагерей». Их, бывших узников, около двухсот. И с каждым годом их все меньше».

«По приглашению немецкой стороны я был в составе делегации в Бухенвальде. С собой захватил сделанные там фотографии. Хотелось бы кое-что Вам показать». Негромкий голос рассказчика звучит размеренно, спокойно, сдержанно.  «Это кованые ворота в концлагерь Бухенвальд. На них надпись: «Каждому – своё».  На экране меняются кадры фотохроники. «Немцы – едва ли не единственная нация, кто ощущает свою вину и раскаивается за содеяное». Музей Бухенвальда. Бытовая утварь, которой пользовались заключенные. «Комната-пенал. Под предлогом измерения роста узнику стреляли в затылок». «Бараки, где жили пленные, сейчас, в основном, снесены. Остались шпалы на месте фундамента. Бараки комплектовались по национальному признаку».

Нам показали документальный фильм про новосибирцев, вернувшихся с войны. С экрана звучали живые голоса людей — участников реальных событий. Воспоминания, от которых мороз по коже. Насильственно разлучались  семьи, отрывались от матерей дети. Сколько их бесследно сгинуло! Увезено в Германию, погибло в концлагерях…

В Новосибирске в школе № 192 организован Музей бывших малолетних узников фашизма имени Николая Симакова, новосибирца, руководившего русским подпольем в концлагере «Бухенвальд». В школьном музее  собраны материалы о фашистских концлагерях и гетто на территории Европы и СССР, хранятся воспоминания бывших малолетних узников, а также принадлежавшие им вещи.

На Монументе славы открыта арка памяти детям-узникам концлагерей.

А наши притихшие школьники «впитывают» новую информацию о Великой отечественной войне, где ее невольными участниками оказались даже малые дети…

 Библиотекарь

Артамонова Т.И.

«Жизнь — небу, сердце – Родине».

Изо всех больших имен геройских,

Что известны нам наперечет,

Как-то по-особому, по-свойски,

Это имя называл народ… (А.Твардовский)

Имя легендарного летчика Валерия Павловича Чкалова хорошо известно не только в нашей стране, но и за ее пределами. Но… при подготовке к 115-летию со дня рождения В.П.Чкалова выяснилось, что материалов о нем далеко не так много; если не сказать, что просто мало.  И здесь нам очень помогли коллеги из библиотеки имени В.П.Чкалова во главе с заведующей, Дедовой Е.В. У них есть свои источники информации, уже «обкатанная» программа, в полной мере раскрывающая образ этого необыкновенно мужественного и целеустремленного человека. Елена Владимировна любезно согласилась приехать к нам в библиотеку со своими материалами о Чкалове.

Дальше последовал интересный и подробный рассказ о самых истоках воспитания характера и удивительной, отчаянной смелости В.Чкалова, о его бесшабашном детстве, с любимыми играми и развлечениями. «Зимой — лыжи, санки. Летом – ныряли и проплывали под плотами. А самое увлекательное занятие – прыжки с шестом со льдины на льдину. Об опасности не думали».   Как у всех – учеба в школе. В 15 лет – встреча с мечтой всей жизни: впервые увидев самолет, решил стать летчиком. И упорно шел к своей цели. Стал непревзойденным летчиком — испытателем истребителей.

Во всем стремился к совершенству. Рискуя жизнью, выполнял, казалось бы, самые невероятные задания. Просчитывал варианты и — совершал невозможное! Но даже самые фантастические (иногда, — «хулиганские»!) тренировочные полеты Чкалова, какими бы сложными они  ни были, в итоге позволяли улучшить летные качества самолетов.

5-го мая 1935 года В.П.Чкалов был награжден орденом Ленина.

Чкалов говорил: «Если быть, то быть первым». В июле 1936-го года его экипаж вылетел из Москвы и приземлился на острове Удд в Охотском море. Полёт протяженностью более 9000 км  (рекордная цифра!) занял 56 часов.

18-20 июня 1937-го года с тем же экипажем отважный летчик совершил перелет из Москвы до Ванкувера (США) через Северный полюс (8504 км за 63 часа 16 минут). Это был первый в истории беспосадочный перелет!

Погиб Чкалов 15 декабря 1938 г. при испытании истребителя И-180…

Валерий Павлович Чкалов — это целая эпоха в истории отечественного  воздушного флота. Человек отчаянной смелости и невероятной силы воли, он был не только непревзойденным летчиком, но и создателем школы высшего пилотажа, разработчиком методик испытания новых самолетов.

Итак, юбилею В.П.Чкалова посвящен литературно-исторический хронограф «Жизнь — небу, сердце – Родине». Помимо увлекательного повествования, ребятам из школы № 32 была представлена соответствующая заявленной теме книжно-иллюстративная выставка.

Выражаем благодарность нашим коллегам из библиотеки им. В. П. Чкалова за помощь в проведении интересного и яркого мероприятия.

Библиотекарь

       Артамонова Т.И.

Творческая встреча

 На улице — весна, а у нас в гостях – поэтесса, которая хорошо знакома младшему поколению новосибирцев, Елена Николаевна Зиноватная. Она уже побывала в библиотеках левобережья нашего города, в некоторых школах и даже детских садиках, где воспитанники были настолько очарованы добрым светом ее произведений, что разучили две песенки на стихи автора.

Елена Николаевна с большим мастерством и тактом выстроила основную линию беседы со своим юным читателем. На этот раз – со второклассниками школы № 32 Октябрьского района. «Я пишу стихи. Самое первое, про реку Обь, было опубликовано в местной газете под названием «Вечерний Новосибирск». Поэтесса показывает книжку, рассказывает, как появился замысел того или иного стихотворения, не забывая похвалить помощников, которые помогли  появиться красочному изданию. С уважением называет их имена: редактор – Мартышев Е.Ф., художник – Коверзнева В.О. «Однажды я пошла в зоопарк. Увидела лошадь в панамке, — и появилось стихотворение с таким названием».

А когда маленькие зрители попросили автора почитать стихи про кота, автор выполнила эту просьбу с таким добрым юмором, что ребята тихонько смеялись. «Как в портфель попал котенок?» Действительно, как?!

В этот день было прочитано много стихов Зиноватной и самой Еленой Николаевной, и второклассниками. Дети заранее готовились к встрече с поэтессой, выучили несколько ее стихотворений, очень переживали, как все получится. Наша гостья очень доброжелательна, по-матерински внимательна, каждого «актера» похвалила, поддержала, спросила имя. Рядом с ней даже самые робкие ребятишки охотно отзывались на предложение «почитать» перед зрителем подготовленное стихотворение.

Собственное исполнение своих стихов автор дополняла вопросами к слушателям. И получилась —  встреча-беседа, встреча-импровизация. Каждое произведение сразу находило отклик в душах школьников, живая реакция детей искренне радовала и организаторов данного мероприятия и гостью. «Если бы ты был поэтом, то о чем бы хотел написать?»

- О природе!

- О городе!

- О сестре!

- О спорте!

- О радуге!

Фантазия детей бесконечна. Как бесконечен свет доброты от общения с умным, простодушным, замечательным автором, Еленой Николаевной Зиноватной.

В предисловии к одной из книг (их издано уже пять!) Зиноватной Е.Н. «Варенье из ранеток», написанном Мартышевым Е.Ф., говорится что, «прочтение… этой удивительной книжки… станет добрым и надолго запоминающимся праздником. Праздником детства…»  Очень точное и ёмкое представление нового имени на поэтической карте Новосибирска.

Библиотекарь

      Артамонова Т.И.

Люди театра украшают жизнь

Театр – это всегда открытие чего-то нового в себе, в окружающем мире. Театр – это искусство перевоплощения, сопереживания, погружения в другую реальность.

27 марта – Всемирный день театра. Вспомним, с каким трепетом относились мы к этому чудесному, волшебному явлению, имя которому – Театр!  Покупались билеты, выведывались фамилии актеров, кто будет занят в конкретном спектакле, пересматривался собственный гардероб. И вот наступал долгожданный день, приобретались цветы для любимых артистов, восторженные зрители заполняли зал… И начиналось таинство Театра!

Признайтесь, ведь втайне кое-кто из Вас когда-то тоже мечтал блистать на сцене…

Не будем перечислять виды и жанры театрального искусства, но еще раз вспомним, что в марте отмечается Международный день театра. И в честь этого прекрасного события у нас в гостях – студенты Новосибирского Государственного Театрального института!  И их замечательный педагог – Зубкова Наталия Александровна!

Зрители, собравшиеся в стенах библиотеки имени Б.Богаткова, будущих звезд сцены встретили  аплодисментами. И начался фейерверк театрального действия: смена образов и персонажей, исполнителей и жанров; краткий экскурс в историю театра, отрывки из спектаклей и сольные выступления, пение, декламация, танец; известные авторы и неожиданные режиссерские трактовки. Наивная Ниночка из одноименного рассказа А.Аверченко,  коварный обольститель Сильва из пьесы А.Вампилова «Старший сын»… Зрители смотрели, любовались, верили.

Всё увиденное нравилось, запоминалось, удивляло,  – и возникало  торжественно-праздничное настроение. Солнечная  погода в разы усиливала ощущение радости бытия!    Люди театра, действительно,  украшают жизнь!

По окончании программы самый маленький зритель, пришедший вместе со своей бабушкой, произнес: «Спасибо за спектакль!» И с грустью добавил: «В следующий раз не приду, буду в школе».

Аплодисменты нашим артистам! Браво!

Библиотекарь

           Артамонова Т.И.

Всемирный день чтения вслух

А Вы любите читать вслух? Или вам больше нравится слушать чье-то чтение? Вопрос, как выяснилось, не праздный, т. е. не из простого любопытства. Оказывается, ежегодно в первую среду марта отмечается Всемирный день чтения вслух. И проводится эта акция  по всей стране с 2010 года, инициатором  ее является  некоммерческая организация «Lit World». Цель акции – представить чтение в качестве способа взаимодействия с окружающими и средства передачи своих эмоций другому человеку через звучащее слово.

 На сегодняшний день данное начинание активно поддерживают библиотеки, школы и высшие учебные заведения  более, чем в 65 странах мира. В прошлом году в чтении вслух приняли участие около миллиона человек.

Сотрудники библиотеки им. Б. Богаткова совместно с председателем ТОС «Добролюбовский» Чудеса Валентиной Витальевной тоже решили провести подобное мероприятие. Ведь, согласитесь, где же еще, как не в стенах «Книжкиного дома», следует читать громко и выразительно?

Были выбраны тексты совершенно разных литературных жанров (короткий рассказ, стихотворение, притча, баллада), и различного настроения (от смешного до откровенно трагического). Звучали произведения классиков: Есенин С. «Письмо к матери», Твардовский А. «Василий Теркин» (отрывок из поэмы), Чехов А.П. «К свадебному сезону», Бунин И. «Полевые цветы», Заболоцкий Н. «Не позволяй душе лениться!» Не обошли молчанием известную в нашем городе Ольгу Киевскую, ее пронзительную «Балладу о матери». Прозвучали и другие, менее знакомые авторы.

Для того, чтобы ощутить преемственность поколений, слово для выступления было предложено озвучить вслух не только присутствующим в зале учащимся из школы № 32, но и опытным читателям старшего поколения: Зноско В.В., Матвеевой А.Г., Бугровой М.Я. В качестве чтецов-декламаторов удалось блеснуть и сотрудникам родной библиотеки.

    Библиотекарь

Артамонова Т.И.

III год поэтического конкурса

1 марта начался приём поэтических работ на конкурс молодых поэтов имени Бориса Богаткова. В этом году он проходит под названием « Ты бессмертен, Солдат!». С целью пропаганды конкурса и расширения диапазона охвата  рекламой конкурса,  коллектив библиотеки  имени Бориса Богаткова провёл рекламную акцию в   Новосибирском Государственном Архитектурно-Строительном Университете  (Сибстрине).

Успешностью проведения данной акции мы считаем то, что Ректорат данного учебного заведения с готовностью откликнулся на наше предложение провести её в стенах этого ВУЗа. Участницей нашей акции стала заместитель декана строительного факультета, была предложена помощь девушек-волонтёров из числа студентов.

В фойе центрального корпуса нами была представлена ознакомительная выставка о Борисе Богаткове, его фотографии, документы, копии писем и т.д.  Это помогло нам привлечь внимание. Студенты, заинтересованные происходящим действием, подходили к выставке, задавали вопросы о Герое – земляке, мы их кратко знакомили с его биографией. Приглашали посетить наши сайт и страницу «ВК», знакомили с конкурсом этого года, рассказывали о прошедших двух конкурсах, о победителях, о сборниках стихов-победителей, об условиях и требованиях. Были розданы более 150 флаеров с контактной информацией, подготовленной нами.

Радует то, что к нам подходили  молодые люди, которые пишут стихи, и с ними мы беседовали о конкурсе. Приятно удивило, что подходили  и  студенты, которые далеки от поэтического творчества, но которым интересна была информация о Борисе Богаткове.

С нетерпением ждём результатов нашей встречи — стихов  и заявок на участие в конкурсе от новых  молодых поэтов. Желаем успехов и победы!

Зав. библиотекой

Литвинова Л.В.

Есть в женщине особая загадка

Март! Весна! Оживает природа, хочется полной грудью вдыхать пьянящий весенний воздух, радоваться звонким птичьим голосам, активно двигаться (возможно, и восторженно попрыгать, — кому позволяет возраст!)!.. Чудесная картинка, не правда ли? Но с нашими погодными сюрпризами – далеко не всё ещё возможно! Подождем немножко, а потом и попрыгаем! И не по сияющим на солнышке ледяным тропинкам, а по натуральным  проталинкам…  Но, как бы там ни было, а праздник Весны и любви – уже «не за горами»! А потому, девушки всех возрастов и поколений, расправляем плечи, «чистим перышки», и готовимся принимать поздравления с грядущим Восьмым марта!

У нас в гостях — Писатель и Поэт Евгений Федорович Мартышев. Любителям поэзии нашего города хорошо знакомо его имя. Член Союза писателей, академик Петровской Академии наук и искусств, сказочник (включен в десятку лучших сказочников России!), обладатель многих весомых премий. Человек тонкой душевной организации, патриот, романтик, автор-исполнитель  песен, где и стихи и музыка -  собственного сочинения. Бессменный руководитель литературного объединения «Молодость», доброжелательный и строгий наставник,   благодаря которому многим стали известны новые имена талантливых сибирских авторов.

Евгений Федорович – постоянный член жюри различных литературных фестивалей и конкурсов, частый гость библиотек, школ, самых разных возрастных аудиторий. В стенах библиотеки имени Б. Богаткова гость такого уровня выступает впервые.

Творчество Мартышева-сказочника  созвучно фольклорным традициям Пушкина и Ершова.

Евгений Федорович охотно и подробно рассказал весь процесс создания стихотворной сказки. Стихи пишет «всю жизнь». Толчком же к написанию самой первой сказки послужил внутренний протест нападкам на нашу страну со стороны западных идеологов. Получилось, что ««Волшебный посох» — сказка-противодействие реакции». На сегодняшний день издано уже тринадцать (!) стихотворных  сказок. Рождение каждой подчинено определенному алгоритму: сначала возникает идея, потом определяется и созревает сюжет, подбираются имена героев повествования, проводится кропотливая «словотворческая» работа: изучаются старинная русская атрибутика, исконно русские слова, речевые обороты. Так проходит примерно девять месяцев. Неспешно преодолев все эти этапы развития, начинает оформляться  поэтическая сказка: поиск издательства, переговоры с корректорами, художниками. Это составляет еще месяца три. В итоге,   издается книжка, в конце которой – словарик использованных старинных русских слов, их современная интерпретация, «перевод» с русского на русский.

По словам Е.Ф., для него «каждая сказка – как ребенок для матери. Строго соблюдаются все ключевые моменты развития: от зачатия до рождения. Самое сложное в этом процессе – найти сюжет, не потерять идею».

Евгений Федорович щедро делился со слушателями своими творениями, читал стихи (о любви, о природе, о Женщине), наиболее яркие отрывки из сказки, проникновенно исполнял лирические песни. Пересказывать содержание стихотворений в авторском исполнении Мастера – занятие весьма неблагодарное, поэтому не будем портить впечатление. Могу сказать только одно – полтора часа пролетели на одном дыхании! Пересказывать бесполезно! Надо было видеть, надо было присутствовать, чтобы в полной мере ощутить свою причастность к волшебному действу, которым одарил всех присутствующих Е.Ф.Мартышев.

А потом, словно очнувшись от нахлынувших впечатлений, зрители спрашивали о том, что их более всего интересовало в судьбе и творчестве Евгения Федоровича, а Поэт терпеливо рассказывал, — и хотелось слушать и слушать…

- Самые яркие воспоминания детства. Кто из родителей оказал наибольшее влияние на становление характера?

- Отношение к современным поэтам?

- Кто у Вас любимый поэт?

- Как создавался фильм «Мамка» по одноименному рассказу И.Кожухова?

- Кого из сибирских авторов советуете почитать?

- Есть ли в России талантливые дети — будущие писатели?..

Несколько цитат в качестве ответов.

«Мои сказки – с подтекстом и для детей и для взрослых».

«Поэты – не те, кто говорят в рифму а те, кто имеет особый настрой души. …Поэт должен много трудиться. Современным молодым поэтам нужна похвала, и немедленно. Разместили стихи в интернете, их похвалили, — и на этом достаточно».

«Поэтические пристрастия зависят от состояния души в определенный момент. Я рос, — и менялись привязанности. Пушкин, Маяковский, снова Пушкин, Лермонтов». «Переливы звуков рождают поэзию».

«Я много читал. Научился читать в 4 года». «Если читаешь, -самообразовываешься».

С большим уважением Евгений Федорович отзывался о своих «соратниках по перу». Были названы имена авторов, на которых следовало обратить внимание. «Десять человек стали членами Союза писателей».

«У нас нет в реестре профессий профессии «писатель». В Англии – есть. У них другое отношение к творчеству». «Наши дети пишут лучше, английские дети – более конкретны». «Талантливых детей много. Это – просто необработанное поле».

Нам, всем присутствующим в конференц-зале библиотеки имени Б.Богаткова, сегодня сказочно повезло встретиться с талантливым Писателем, мудрым и  скромным Человеком, романтиком и патриотом, Мужчиной, общение с которым – настоящий подарок ко Дню Весны и Любви!  С праздником, дорогие дамы!

Библиотекарь

Артамонова Т.И.



© Муниципальное казенное учреждение культуры г. Новосибирска "Централизованная библиотечная система им. Л.Н. Толстого Октябрьского района" 2008-2014. Все права защищены.