Главная Новости Читай с нами, читай как мы, читай громче нас!

Читай с нами, читай как мы, читай громче нас!

Анализ анкет «Читать вслух полезно!»

Вопросы анкеты:

1. Любит ли читать вслух Ваш ребёнок?
2. Любите ли Вы читать?
3. Принято ли в Вашей семье читать вслух?
4. Читаете ли Вы вслух своим детям?
5. Обсуждаете ли Вы с ребенком прочитанную книгу?
6. Как выбрать книгу для чтения вслух:
—              По возрастному признаку;
—              По интересам;
—              По совету библиотекаря
—              Cвой вариант
7. Назовите книги, которые Вы хотели бы почитать вслух?


В течение 3 недель на абонементе и в детском отделе библиотеки было роздано читателям 90 анкет; получено обратно 77.
Общие результаты следующие (для наглядности отразим полученные данные на диаграммах):

1. Любит ли читать вслух Ваш ребёнок?
—               Да – 25
—               Нет – 38
—               Иногда -11
—               Только в школе – 3

Из анализа видно, что чтение вслух не распространено в современных семьях; оно имеет характер эпизодического; связанного с определенными обстоятельствами (разучивание стихотворения к школе, подготовка сообщения, реферата, доклада). Чтение вслух как традиция – систематизированное, семейное – является очень редким моментом.
2. Любите ли Вы читать?
—               Да («очень», «конечно», «естественно» и т.п.) – 72
—               В свободное время, в дороге, когда нечего делать – 5

Из анализа ответов на этот, казалось бы, крайне простой вопрос, стало видно, что если для многих чтение – это часть жизни, непременный атрибут досуга – то для некоторых чтение является просто альтернативой любому другому занятию – компьютерным играм, спорту, интернет-сёрфингу и т.д. То есть «книгой заполняют минуты, когда нет чего-то более интересного» — как следует из одной анкеты. Это не особенно приятный момент, потому что налицо присутствие смешения понятий: подмена досуга, проведенного с пользой и удовольствием – досугом как занятием времени лишь бы чем.
3. Принято ли в Вашей семье читать вслух?
—               Да — 9
—               Нет — 42
—               Когда готовим ребенка к выступлению – 6
—               Когда дети маленькие – 12

4. Читаете ли Вы вслух своим детям?
—               Да -15
—               Нет — 46
—               Только в раннем возрасте — 16

К сожалению, мы опять убеждаемся в отсутствии семейных традиций к чтению вслух. Тем не менее, радует тот факт, что 5 часть опрошенных хотя бы малышам – это очень важный момент. То есть фактически нужен лишь «толчок», какой-то стимул, чтобы с годами родители (бабушки/дедушки) не бросали чтение вслух своим детям/внукам.
5. Обсуждаете ли Вы с ребенком прочитанную книгу?
—               Да — 33
—               Нет – 21
—               Только по школьной программе – 7
—               Только самые интересные – 16

Неплохие результаты – в том плане, что родителям (большинству) всё-таки интересно, ЧТО именно читает их ребёнок. Из анализа некоторых анкет видно, что родителя не просто следят, но и формируют список чтения своего ребенка – это тоже важный факт.
6. Как выбрать книгу для чтения вслух:
—               По возрастному признаку — 7
—               По интересам — 26
—               По совету библиотекаря — 18
—               Современных авторов – 5
—               Любимые всей семьёй – 9
—               По совету друзей-знакомых – 5
—               Из понравившихся ребенку в магазине – 7
Данный вопрос вызвал наибольшее количество «своих» ответов: положительные моменты – почти 3 часть прислушивается к библиотекарю; 6 часть опрошенных выбирает книги, следуя вкусам всей семьи; треть читает книги, полезные в плане общих интересов ребенка. Несколько непонятный момент: выбор книги по обложке, по красоте – тем не менее так ответили 7 человек из 77. Можно предположить, что в данных конкретных случаях имелось в виду красочное оформление детских книг или книг совсем для малышей – в суперобложках, игровых форматах и т.д.

7. Назовите книги, которые Вы хотели бы почитать вслух?
По итогам анкет было названо 85 книг, повторов было несколько:
—               Филатов Л. Сказ про Федота-стрельца (4 раза);
—               Русские народные сказки (3 раза)
—               Цикл Д. Роллинг о Гарри Поттере (3 раза);
—               Сказки А.С.Пушкина – (3 раза)
—               Драгунский В. Денискины рассказы (3 раза);
—               Повести Э.Успенского (3 раза);
—               Милн А. Винни-Пух (2 раза);
—               Барто А. Стихи (2 раза)
—               Ершов П. Конёк-Горбунок (2 раза).
Также были названы произведения Д.Родари, В.Бианки, М.Пришвина, В.Крапивина, К.Булычева, Ф.Баума, А.Чехова и др. При анализе ответов на последний вопрос порадовало преобладание книг отечественных авторов – в целом соотношение выглядело 1: 3.

Таким образом, формируя общий вывод, отметим:
1. В большинстве современных семей чтение вслух представлено фрагментарно (малышковое, эпизодическое к школе).
2. При выборе литературы для чтения вслух родители формируют список сами (20 %), либо прислушиваясь к совету библиотекаря (25 %), либо друзей (20 %).
3. Современные семьи для чтения вслух своим детям/вместе с детьми/ самими детьми предпочитают отечественную литературу. Причём чем меньше возраст родителей, тем больше в ответах зарубежной литературы – и наоборот.
4. Из всего этого следует, что библиотекари — как единственные проводники между книгой и читателем — должны придумать-создать-реализовать некий стимул-толчок, дабы сподвигнуть к чтению вслух родителей абсолютного большинства семей. Можно предположить (исходя уже из анализа формуляров опрошенных), что это могут быть семейные проекты чтения, семейные игровые библиопрограммы, книжные праздники с игровыми моментами чтения (обязательно с соревновательной основой) — и многое другое. Поощрение семей, читающих вслух, просто необходимо – это могут быть книжные подарки, семейные фотокниги и т.д.
С февраля 2015 года библиотека им. Б. А. Богаткова запускает социально-культурный проект «Читай с нами, читай как мы, читай громче нас!».  Предполагается задействование как минимум 25 семей, в том числе из числа анкетируемых.

Примеры заполненных анкет

0001000400050006