Главная Новости "Мы у случая прекрасного в гостях..."

«Мы у случая прекрасного в гостях…»

img_3813«Абсолютная аксиома:
качество актера заключается не в том даже, как он играет,
а в том, как он подыгрывает.
Только тот актер, который умеет потратиться,
когда стоит спиной к камере, когда он не важен,
когда он может играть вроде бы как угодно,
но он изнутри помогает своему партнеру –
это высочайшего класса профессионал
и огромной души человек».
Никита Сергеевич Михалков,
режиссёр, писатель, сценарист, актёр

Спойлер

Обратившись к профессиональным и научно-публицистическим библиотечным изданиям, проанализировав многочисленные методические разработки и статьи, заметки на форумах и в блогах, всё чаще сталкиваешься с вопросом — «Как привлечь людей в библиотеку?». Не менее важен и актуален и второй вопрос — «Как привлечь молодёжь в профессию библиотекаря?».

Небольшая проблема в том, что этот вопрос задают сами себе библиотечные специалисты — сами же на него и отвечая. Людям, глубоко преданным своей профессии (неважно, библиотекарь ли ты на обслуживании; библиограф, методист или редактор, работник комплектования и т.д.), нередко довольно сложно поставить себя на место своего читателя — настоящего или потенциального; взглянуть на библиотеку глазами не профессионала, а «человека с улицы».
Поэтому несколько переформулируем вопрос. Проблему «Что нужно сделать, чтоб люди пошли в библиотеку?» полезней рассмотреть следующим образом: «Что можно сделать, чтоб людям не хотелось уйти из ТВОЕЙ библиотеки?..». Рассуждать обтекаемо и говорить конкретно — это совсем не одно и то же.
Многочисленные наши акции, мероприятия, конкурсы и фестивали неизменно привлекают (зазывают?..) в библиотеки довольно большое количество людей — от самого юного возраста до представителей пожилого поколения. Мероприятие прошло, восторги поутихли, отзывы написаны — скажите, много читателей вернулось в библиотеку и завтар, и послезавтра, и через месяц?.. Большое количество людей часто склонны рассматривать библиотеку как одно из мест проведения досуга — наравне с театром, музеем, выставкой и т.д. Другая часть читателей приходят в библиотеку исключительно за книгами, и мероприятия интересуют их очень мало. Есть категория людей, которым интересны и книги, и мероприятия, и общение с библиотечными специалистами — но, как правило, таких пользователей в библиотеках вовсе немного.
Можно бесконечно сетовать на недостаток финансирования, отсутствие комфортных условий и переизбыток информации в окружающем человека мире — где библиотеке как бы и место отводится очень скромное. А можно создать СВОЮ библиотеку, со своим неповторимым профилем (причём неважно, вязание крючком, проведение научных экспериментов, коллекционирование редких книг или склеивание самолётиков объединит вас и ваших читателей) и общением, библиотеку-дом, где найдётся место читателю от 0 до 100, и при этом читатель будет знать, что он там нужен. А как здорово, когда постоянные читатели превращаются в друзей — вот и самый ценнейший результат ваших трудов и вашего профессионализма! А может, не только профессионализма, а просто человеческих качеств?..
Давайте просто подумаем, ГДЕ мы хотим работать и с КЕМ. В комплексных информационных мульти-центрах, где техника потихоньку вытесняет библиотекаря как профессионала, и где вовсе не требуются никакие качества и навыки общения с пользователями — ведь они приходят туда ЗА УСЛУГАМИ, а не К ЧЕЛОВЕКУ.
Если вам нужная массовость и посещаемость; если важно, сколько людей пришло в вашу библиотеку, и за сотнями посещений мероприятий и количества оказанных услуг совершенно не угадываются личности — что же, это один из вариантов развития библиотечного дела. Библиотеки в этом случае дополнят собой ряд безликих культурно-информационных учреждений, да и само название «библиотека» постепенно себя изживёт.
Если ж вам по душе, когда на любом мероприятии вы знаете каждого читателя лично, а большинство этих самых мероприятий еще и совместно с читателями подготовлено; если режим работы «с 10 до 18» не имеет никакого отношения к вашей библиотеке, ведь самое интересно и происходит как раз «после 18»; если профиль работы вашей библиотеке интересен и полезен (и при этом заметно отличается от остальных библиотек) — то не анализируйте, не задавайте лишних вопросов себе и коллегам — дерзайте!
Не гонитесь за количеством людей. Библиотека — не торговый центр, где устраивают распродажи с целью «охватить» как можно больше покупателей. Давайте отличаться от всех, давайте не будем пытаться «охватывать» читателей, а будем их просто ждать, понимать и любить. Они сами придут — если поймут, как весело, интересно и полезно может быть в ВАШЕЙ библиотеке. Так дорогие ли книги, богатая мебель и современная техника главные в библиотеке?.. Читатель не пойдёт в библиотеку ради красивых стеллажей пусть даже с самыми современными и актуальными книгами. А за живым общением, где в основу положены эти книги — придёт. Пусть к нам идут те читатели, которые изначально идут в БИБЛИОТЕКУ, к КНИГАМ и ЛЮДЯМ — а не привлеченные яркой листовкой или обещанием подарков.
***
Из вашей библиотеки не хочется уходить?.. Вы уже своего достигли.

[свернуть]

***
…День библиотечного самоуправления для вторых классов МБОУ СОШ № 195 был проведен в библиотеке 27 октября 2015 года. Полагаем, фотографии с горящими неравнодушными глазами ребятишек расскажут о знакомстве с библиотекой несравненно больше, чем самая мудрая и пространная научная статья о проблемах библиотек и читателей. Благодарим педагогов начальных классов и библиотекаря МБОУ СОШ № 195 за огромную любовь к педагогическому труду и уважение к библиотечной профессии.

Молодым везде у нас дорога!

\"...Кто хочет побыть сегодня библиотекарем?..\" - взметнулся лес рук. Вы думали, такое в наше время невозможно?... Почему же, очень даже возможно, если за дело берутся профессионалы - а других, собственно, в нашей библиотеке не бывает. Представляем вам фоторезюме Дня самоуправления в библиотеке имени Бориса Богаткова!