Игра-конкурс «Права человека: изложение фактов».
18 октября в конференц-зале библиотеки имени Бориса Богаткова состоялся библиотечный урок «Сказка — ложь, да в ней – намёк…», или «Детям о праве».
Вниманию присутствующих был предложен рассказ о правах ребёнка и официальных документах, регулирующих и защищающих эти права. Перечислены основополагающие законы нашей страны, среди которых самый главный закон – Конституция Российской Федерации. Ведущая называла статью закона и зачитывала соответствующие права: «Ст. 7. – Каждый ребёнок имеет право на имя и гражданство»…Оказывается, в законе прописано множество прав для каждого ребёнка: право на жизнь, право на семью, право на любовь, право не разлучаться со своими родителями, право на образование, право на бесплатное медицинское обслуживание, право на отдых и досуг, право на безопасность и защиту (в том числе – и от своих родителей!), право на привычный образ жизни и т.д. и т.п. Рассказ сопровождался показом слайдов. Дети внимательно слушали, а какие-то позиции комментировали: «Нам об этом уже говорили в школе».
С большим воодушевлением была встречена вторая часть библиотечного урока: правовая игра «Сказка – ложь…» На экране слайды из известных всем сказок, и вопрос слушателям по правовой дисциплине. Сказка М.Гаршина «Лягушка-путешественница»; какое право, которым вы уже тоже пользовались, было у лягушки? — Право на свободное передвижение.
Сказка А.Толстого «Золотой ключик»; какое право нарушил Буратино, когда схватил за хвост крысу Шушеру? – Право на личную неприкосновенность.
Полицейские ворвались в каморку папы Карло!.. – Нарушено право на неприкосновенность жилища.
Какое право нарушено в сказке Г.Х.Андерсена «Гадкий утёнок»? – Право на семью.
А потом дети сами делали выводы по правовой составляющей известных сказок.
«Красная Шапочка» Ш.Перро: не имела права мама отпускать маленькую девочку одну в лес; «Снежная королева» Г.Х.Андерсена, где украдено сердце Кая: нарушено право на личное мнение, право быть с родителями. Иван-царевич из сказки «Царевна-лягушка» без разрешения сжёг лягушачью кожу — и нарушил право на владение имуществом и его неприкосновенность. А сестрице Алёнушке и братцу Иванушке в современной обстановке помогли бы спасатели. Удивительно, но абсолютно в каждой сказке присутствует правовой аспект! Задумывался ли кто-нибудь из нас об этом, слушая или читая своим детям очередную сказочную историю?
И, наконец, конкурс по теме «Правонарушения с несколькими вариантами ответов», один из которых – правильный.
Забыл оплатить покупку в супермаркете. – Хулиганство.
Сел в чужой автомобиль. – Угон.
Звонок в школу о заложенной в здании бомбе.- Ложное сообщение о терроризме.
Мешал пассажирам при посадке, ругался. – Хулиганство.
Обозвала, поссорившись, подругу. – Оскорбление.
Дети очень эмоционально реагировали на все вопросы-задания, активно отвечали, и если в чём-то ошибались, ведущий помогал найти правильный ответ.
Подведены итоги библиотечного урока: у каждого ребёнка есть свои права (вместе вспомнили какие именно, перечислили), но, кроме того, есть и обязанности. И если не желать себе неприятностей, то ни в коем случае не следует совершать правонарушений. С этими выводами дружно согласились все присутствующие.
В гостях у сотрудников библиотеки были второклассники СОШ № 75.
Библиотекарь
Артамонова Т.И.