Главная Новости Теле-исследование или Как мы получаем НЕНУЖНУЮ информацию

Теле-исследование или Как мы получаем НЕНУЖНУЮ информацию

На Дне информации в ЦРБ им. Толстого от нашей библиотеки было представлено сообщение на сложную и запутанную тему — «Воздействие на зрителя современных масс-медиа в рамках коммуникативной политики».
Тема — более чем актуальна в настоящее время. Сегодня приоритетом в деятельности СМИ является достижение эффективного взаимодействия с массовым адресатом. И поэтому особо остро стоит вопрос о специфике коммуникативной политики, которую реализуют различные журналисты и телеведущие в процессе общения с целевой аудиторией.

То есть, проще говоря, речь шла о том, КАК и С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ именно на нас, телезрителях, корреспонденты самых разных каналов совершенствуют мастерство разнопланового воздействия на сознание…
Совместно со студентами трёх ВУЗОв – НГУ (3 человека), НГПУ (4 человека) и НГТУ (6 человек) – нами было проведено масштабное исследование с целью выявить связь между выбором конкретных приемов воздействия на аудиторию — и типологическими характеристиками конкретного вида масс-медиа.
Основными задачами было проанализировать приемы воздействия на зрителя в эфире российских ТВ-каналов, и выявить как универсальные приемы, так и уникальные, обусловленные политикой данного вида СМИ.
Для анализа нами были выбраны программы, разноплановые по своему медиабренду – в формате «Первого канала» были рассмотрены «Человек и Закон» и «Жить здорово!»; из программной сетки «НТВ» — передачи «Ты не поверишь!» и «Максимум». Особенности канала «Рен-ТВ» выявились на примере проектов «Справедливость» и «В час пик».
Наше исследование проводилось на базе библиотеки и ВУЗов – методом фокус-групп, когда разновозрастным группам читателей предлагалось посмотреть тот или иной фрагмент передачи, и затем ответить на наши вопросы.
Чтобы не быть слишком навязчивыми, мы предлагали фокус-разминку на самых разных мероприятиях в качестве паузы – и это проходило на «ура». Особенно интересно было работать с группами двух библиотечных клубов – «Давай поговорим» и «Забота», так как члены этих клубов наиболее ответственно отнеслись к поставленным задачам, внимательно смотрели передачи и отвечали на вопросы.

Анализ сюжетов СМИ показал, что журналисты чаще всего эксплуатируют наши интересы и потребности целевой аудитории, связанные с уровнем инстинктов. При этом воздействие строится в расчете главным образом на низменные влечения человека или его агрессивные устремления. Такими могут быть, например, секс, чувство собственности, враждебное отношение к непохожим на нас, неустойчивость перед искушениями власти, денег, славы, роскоши и т. п.
Чтобы получить необходимый результат, журналист должен правильно определить цель коммуникации и выбрать оптимальное для зрительского восприятия средство. Именно при восприятии возникают определенные социально-психологические условия, которые позволяют журналистам максимально эффективно реализовать свои различные приемы воздействия, в первую очередь — манипулятивные…
В целом в речи и поведении телеведущих и журналистов мы легко выделили следующие виды воздействия: убеждение, внушение, манипуляция, принуждение, контраргументация. Например, телепередача «Ты не поверишь!» активно использует «внушаемую» функцию, при этом донося информацию до зрителя так, что он с удовольствием получает новую порцию новостей, и с трудом может сопротивляться внушению. Развлекательная функция в данной программе также широко используется, так как фактически все громкие «сенсации» и «бомбы» берутся из мира шоу-бизнеса, что само по себе подразумевает определенную долю развлечения.
Процесс манипуляции представляет собой навязывание адресату дополнительных мотивов и установок. На примере передачи канала «НТВ» «Ты не поверишь!» четко видна стратегия работы со зрителем: «Да, ты не веришь (пока), но мы тебе докажем, что…». В программе НТВ ведущие рассказывают зрителям самые захватывающие новости, раскрывают сенсационные факты, невероятные, порой даже мистические истории.
Каким образом происходит процесс манипуляции зрителем во многих передачах? Во-первых, буквально через пять минут проговариваются ключевые фразы «только в нашей программе!», «сенсация из первых рук!», «откровения звезды для вас», «мы были у нее (него) дома» и т.д. Во-вторых, данные фразы перемежаются показом (секундными отрывками) непосредственно самой звезды, что-то комментирующей (но что именно?..). Это и создает иллюзию «новости из первых рук».
Мы выявили, что большую роль играет работа оператора, ракурс, с которого снимается сюжет (создается эффект подглядывания — изображение как бы из-за угла, из машины, из-за забора и т.д.). Сами «звезды», и свидетели занимают примерно 3% от общего экранного времени, остальное время — убеждающий голос ведущего, набор ключевых фраз (магический повтор), заставка, анонс последующих «сенсаций», внешняя среда.
Рассмотрев распространенные приемы воздействия на примере передач разных кана-лов, можно сделать вывод, что все рассмотренные программы в большой степени используют манипулятивную функцию, нежели информационную. Резюмируя, отметим, что в настоящее время телевизионный экран представляет собой солянку различных направлений, где в основе лежит скрытое управление сознанием и подсознанием людей, причем воздействие строится таким образом, чтобы телезритель воспринимал мир, как враждебный ему, как мир «чужого праздника».
Приемы воздействия на нашем ТВ разнообразны, чаще других встречаются:
«Приклеивание или навешивание ярлыков» — выбор оскорбительных эпитетов, метафор, так называемых «ярлыков» для обозначения человека, организации, идеи, любого социального явления.
«Сияющие обобщения» — замена названия более общим именем, которое имеет положительную эмоциональную окраску и вызывает доброжелательное отношение окружающих. Прием основан на эксплуатации положительных эмоций людей к определенным понятиям: «свобода», «демократия», «патриотизм», «мир», «счастье», «любовь», «успех», «победа» и т.п.
«Ссылка на авторитеты» — приведение высказываний личностей, обладающих высоким авторитетом или наоборот, таких, которые вызывают отрицательную реакцию.
«Свои ребята» или «игра в простонародность» — попытки установления доверительных отношений с аудиторией, как с близкими по духу людьми (особенно оптимально используется в политизированных передачах).
«Подтасовка карт» — преподнесение только положительных или только отрицательных фактов и доводов при одновременном замалчивании противоположных.
«Общий вагон» — подбор суждений, высказываний, требующих единообразия в поведении, создающих впечатление, будто так делают все. Сообщение, например, может начинаться словами: «Все нормальные люди понимают, что…» или «ни один здравомыслящий человек не станет возражать, что…» и т.п.

ВЫВОД: благодаря вышеперечисленным приёмам мы получаем МОРЕ абсолютно не нужной нам информации, засоряющей наш мозг. Плохая память, бессонница, резкая смена настроения, споры с родными и коллегами на абсолютно незначащие темы и многое другое – следствие нашей телезависимости.
Необходимо научить себя дифференцировать телевизионный эфир, отсекая пустые, наполненные шоу-мишурой и сплетнями передачи. Никто из нас ничего не потеряет, отказавшись от бесконечных «шоу» и посвятив это время семье, родным, чтению, прогулкам, домашним питомцам. В самой безобидной развлекательной передаче содержится манипулирование нашим сознанием — и мы начинаем мыслить не так, как хотим, а так, как нужно кому-то…

С полным текстом исследования, фото-и видеоматериалами по исследованию, библиографическим списком вы можете поработать непосредственно в нашей библиотеке. Материалы для ознакомления смотрите здесь (К Дню информации-2013).