8 июня
Кожедуб Иван Никитович родился 8 июня 1920 года в селе Ображиевка Черниговской губернии (ныне Шосткинского района Сумской области, Украина). В 1934 году окончил 7 классов школы в родном селе, в 1936 году – 9 классов школы в городе Шостка. Во время учёбы в старших классах работал в школе библиотекарем. В 1936–1940 годах учился в Шосткинском химико-технологическом техникуме. Параллельно с учёбой в 1939 году окончил Шосткинский аэроклуб.
В армии с февраля 1940 года. В январе 1941 года окончил Чугуевскую военную авиационную школу пилотов, где последовательно прошёл подготовку на УТ-2, УТИ-4 и И-16. Был оставлен лётчиком-инструктором в Чугуевской авиашколе, которая осенью 1941 года была эвакуирована в город Чимкент в Казахстане. В ноябре 1942 года И.Н. Кожедуба направили в Москву на пункт сбора лётно-технического состава, откуда он попал в 240-й истребительный авиационный полк, который в это время проходил переформирование в 2-м и 14-м запасных авиационных полках (на станции Сейма и в городе Иваново).
Участник Великой Отечественной войны: в марте 1943 – июле 1944 – лётчик, старший лётчик, командир звена, заместитель командира авиаэскадрильи и командир авиаэскадрильи 240-го (с июля 1944 – 178-го гвардейского) истребительного авиационного полка. Воевал на Воронежском (март – июль 1943), Степном (июль – октябрь 1943) и 2-м Украинских (октябрь 1943 – июль 1944) фронтах. Участвовал в Курской битве, Белгородско-Харьковской и Сумско-Прилукской операциях, битве за Днепр, Кировоградской, Корсунь-Шевченковской и Уманско-Ботошанской операциях.
За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года старшему лейтенанту Кожедубу Ивану Никитовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года гвардии капитан Кожедуб Иван Никитович награждён второй медалью «Золотая Звезда».
С августа 1944 – заместитель командира 176-го гвардейского истребительного авиационного полка. Воевал на 1-м Белорусском (август – сентябрь 1944 и октябрь 1944 – май 1945) и 3-м Прибалтийском (сентябрь – октябрь 1944) фронтах. Участвовал в Рижской, Варшавско-Познанской, Восточно-Померанской и Берлинской операциях.
В сентябре 1944 года И.Н. Кожедуб во главе отдельной группы «свободных охотников» был отправлен на 3-й Прибалтийский фронт, где принял участие в Рижской операции. Менее чем за месяц боевой работы группа под его командованием сбила 8 самолётов противника (три из которых были на счету командира).
Всего за время войны совершил 330 боевых вылетов на истребителях Ла-5Ф, Ла-5ФН и Ла-7, в 120 воздушных боях лично сбил 64 самолёта противника.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года гвардии майор Кожедуб Иван Никитович награждён третьей медалью «Золотая Звезда».
После войны до сентября 1945 года продолжал служить в ВВС заместителем командира 176-го гвардейского истребительного авиационного полка (в Группе советских оккупационных войск в Германии; аэродром Шёнвальде). Летал на истребителе Ла-7.
В мае 1949 года окончил Военно-воздушную академию (Монино). В июне 1949 года был назначен заместителем командира 31-й истребительной авиационной дивизии (в Закавказском военном округе; город Баку, Азербайджан), однако уже через месяц по инициативе командующего ВВС Московского военного округа В.И. Сталина переведён в Подмосковье.
С июля 1949 – помощник командира по лётной подготовке и заместитель командира, а в ноябре 1950 – феврале 1955 – командир 324-й истребительной авиационной дивизии (в Московском военном округе; посёлок Кубинка Московской области). В числе первых осенью 1949 года освоил реактивный истребитель МиГ-15. В декабре 1950 года 324-я истребительная авиационная дивизия в числе первых была направлена в Китай.
До весны 1951 года лётчики дивизии занимались подготовкой китайских и корейских лётчиков. После того как действия американской авиации стали более агрессивными, дивизия была передислоцирована на приграничный аэродром Аньдунь, откуда начала боевую работу по прикрытию с воздуха промышленных и военных объектов первоначально в северо-восточном Китае, а затем и в Северной Корее.
Участник Корейской войны: в апреле 1951 – феврале 1952 – командир 324-й истребительной авиационной дивизии. Лётчики под его командованием одержали 216 официальных побед, потеряв 27 своих самолётов МиГ-15 и 9 лётчиков. И. Н. Кожедубу было строго запрещено лично участвовать в боевых вылетах. Он изредка совершал только дневные тренировочные полёты.
В феврале 1952 года, после возвращения из Кореи, 324-я истребительная авиационная дивизия была передана в систему ПВО страны и переведена на аэродром Орешково (город Калуга).
В октябре 1956 года окончил Высшую военную академию (Военную академию Генерального штаба). С ноября 1956 – заместитель начальника Управления боевой подготовки Военно-Воздушных Сил, в сентябре 1957 – апреле 1958 – заместитель начальника Управления боевой подготовки фронтовой авиации Военно-Воздушных Сил.
В апреле 1958 – январе 1964 – 1-й заместитель командующего 76-й воздушной армией (в Ленинградском военном округе; город Ленинград, ныне Санкт-Петербург). С июля 1962 года по август 1963 года, во время командировки командующего воздушной армией В.И. Давидкова на Кубу, И.Н. Кожедуб исполнял его обязанности.
В январе 1964 – феврале 1971 – 1-й заместитель командующего ВВС (с декабря 1965 года – авиацией) Московского военного округа. Летал до 1969 года, после войны освоил несколько типов самолётов – Як-3, Як-11, Як-17, Як-28У, МиГ-15, МиГ-17, Ли-2, Ил-14, вертолёты Ми-4 и Ми-8. Последние полёты совершил на МиГ-21У. Общий налёт 1.937 часов.
В феврале 1971 – феврале 1978 – 1-й заместитель начальника боевой подготовки Военно-Воздушных Сил. С февраля 1978 – военный инспектор – советник Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.
Депутат Верховного Совета СССР 2–5-го созывов (в 1946–1962 годах), народный депутат СССР с 1989 года.
Председатель Федерации авиационного спорта СССР в 1967–1987 годах.
Жил в Москве. Умер 8 августа 1991 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Маршал авиации (1985), военный лётчик 1-го класса (1950). Награждён 2 орденами Ленина (04.02.1944; 21.02.1978), 7 орденами Красной Знамени (22.07.1943; 30.09.1943; 29.03.1945; 29.06.1945; 02.06.1951; 22.02.1968; 26.06.1970), орденами Александра Невского (31.07.1945), Отечественной войны I степени (11.03.1985), 2 орденами Красной Звезды (04.06.1955; 26.10.1955), орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» II (22.02.1990) и III (30.04.1975) степени, медалью «За боевые заслуги» (15.11.1950) и другими медалями; иностранными орденами Свободы и независимости I степени (КНДР, 02.08.1985), «За заслуги перед Отечеством» III степени (ГДР, 08.05.1975), Боевого Красного Знамени (Монголия, 02.09.1985) и Возрождения Польши V степени (06.10.1973), иностранными медалями.
Александр Покрышкин, Георгий Жуков, Иван Кожедуб
В нашей библиотеке Вы можете познакомиться с книгой «100 сталинских соколов в боях за Родину», одним из героев является — Кожедуб Иван Никитович.
100 сталинских соколов в боях за Родину : боевой опыт элиты ВВС. — Москва : Яуза-пресс, 2013. — 640 с. : ил.
«Золотая орда» — так прозвали первый послевоенный курс Академии ВВС, куда отбирали лучших асов Великой Отечественной и где учились 740 Героев Советского Союза. Эти «СТАЛИНСКИЕ СОКОЛЫ» были гордостью СССР и «золотым фондом» наших ВВС. Их бесценный боевой опыт следовало сохранить и передать будущим поколениям летчиков. С этой целью начальник Академии предложил слушателям-Героям подготовить для учебника тактики подробные описания памятных эпизодов их летной практики, которые могли служить примером успешного выполнения боевого задания. Так родилась эта уникальная книга — квинтэссенция боевого опыта ста лучших асов истребительной, бомбардировочной, штурмовой и разведывательной авиации. Более полувека она была доступна лишь военным профессионалам, имевшим допуск в спецхран, где выдавалась специальная литература под грифом «ДСП» («Для служебного пользования»). Гриф секретности был снят лишь недавно.
Публикуя книгу для массового читателя, издательство сохранило без изменений, искажений и сокращений как исходный текст 1947 года, так и схемы воздушных боев, позволив себе лишь снабдить книгу необходимым предисловием и подробными комментариями о послевоенной судьбе «сталинских соколов».
Это — гордость незабвенной страны. Это — «разбор полетов» и анализ побед наших лучших асов, элиты ВВС. Это — советский иконостас, святцы великой эпохи, когда в чести были не воры и предатели, а настоящие герои.
Источники:
- Кожедуб, Иван Николаевич // ВикипедиЯ. Свободная энциклопедия : сайт. – URL: https://w.wiki/7sfg (дата обращения 29.05.2024)
- Кожедуб И. Три сражения // Военная литература : сайт. – URL: https://clck.ru/3Ax3zQ (дата обращения 5.06.2024)