Главная Новости Встреча в Читальном зале «Книгоград» «А можно ль душу рассказать?» 125 лет Сергею Есенину (1895-1925)

Встреча в Читальном зале «Книгоград» «А можно ль душу рассказать?» 125 лет Сергею Есенину (1895-1925)

zasedanie-orgkomiteta-po-podgotovke-i-pr_-so-dnya-rozhdeniya-s-a-esenina.jpg

У Сергея Есенина было правильное, с мягким овалом, простое и тихое лицо, которое освещалось спокойными, но твердыми голубыми, даже синими, будто смеющимися глазами, а волосы невольно заставляли вспоминать о нашем поле, о соломе и ржи. Они слегка завивались. «Эти волосы взял я у ржи», — писал позднее Есенин.
Ничего резкого — ни в чертах лица, ни в выражении глаз. Улыбка подкупающая, чистая, как у ребенка. Глаза с добродушным лукавством, хитростью. Обаятельнейшая улыбка! И едва уловимое любование своим «европейским блеском», естественно и приятно носит Есенин городской костюм! Даже европейский цилиндр сидел на голове рязанского паренька так, словно поэт родился в этом головном уборе.
Есенин был удивительным человеком. Его стихи обладают редкой способностью создавать атмосферу красоты и грусти, красоты и любви. Читая стихи Есенина, невольно рисуешь себе удивительные картины природы.

Иногда кажется, что стихи Есенин писал только для себя и для меня, только для меня одной! В них любовь и тоска, радость и разлука, отчаяние и надежда. Лирика С. Есенина будет жить всегда. В шуме берез, в свете солнца, в пении птиц мы будем слышать ее мелодию. С. Есенин — это вечное…

К вершинам поэзии Сергей Есенин поднялся из глубины народной жизни. Рязанская земля подарила нам великого поэта. Его жизненный путь удивителен.
Родился Сергей Александрович под Рязанью, в селе Константинове (ныне Есенино). Родители его были бедными крестьянами, имели самый маленький земельный участок. Отец поэта, Александр Никитич, удивляя и смеша односельчан, вкладывал все, что удавалось скопить, не в землю, а в дом. То часы городские привезет, то красивую лампу, то венские стулья… Первой же его заботой, а следовательно, и основным расходом было образование детей, благо все трое, и Сергей, и Екатерина, и Александра, подрастали на редкость способными — «жадными на ученье». Это по настоянию отца, а не матери и ее властной и авторитетной в деревне родни, старшего, Сергея, по окончании Константиновской четырехлетки определили в Спас-Клепиковскую учительскую школу. Мать поэта, Татьяна Федоровна, выросла в семье домовитых и крепких крестьян, и неприкаянность, слабосилие мужа раздражали ее. Любви-страсти к мужу, отцу Сергея Есенина, у нее особой не было: 16-летнюю Татьяну выдали за 18-летнего Александра по сговору и расчету: ее отец разорился и дать за своей любимицей, певуньей-плясуньей, достаточное приданое не мог, а Сашка Есенин, по прозвищу Монах, брал девку замуж за красоту, по любви.
Чувствуя, что невестка равнодушна к ее сыну, свекровь изводила молодую попреками, а муж по тихости и мягкости не перечил матери, не защищал жену. Кончилось тем, что Татьяна, отдав малолетнего сына в отцов дом, уехала в Рязань.
Вот как вспоминал Есенин свои детские годы, проведенные в семье деда: «Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Дядя Саша брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду… После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленной дичью. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и драчуном и ходил всегда в царапинах и синяках».
Разлад между родителями не мог не сказаться на характере заброшенного ребенка, на всю жизнь запомнившего детские обиды, выпавшие на «сиротскую» (при живых отце-матери) долю. Особенно часто ссорился Сергей с папашей в ранней юности. Внешне, физически, он походил на отца, пошёл, как говорится, мастью в Есениных, а не Титовых, и это фамильное сходство при разнице интересов и жизненных установок хорошо «унавоживало» почву для постоянных распрей. С матерью ему было проще, потому что Татьяна Федоровна, чувствуя себя навсегда виноватой перед сыном, ничего от него и не требовала. У Татьяны Федоровны был внебрачный ребенок в Рязани, она просила у мужа официальный развод. Развода Александр Никитич неверной, но любимой жене не дал, в результате незаконнорожденного мальчика Сашу пришлось устроить «в хорошие руки», а Татьяна Федоровна вернулась в деревню — не столько к мужу, сколько к домашнему очагу и к законному сыну. Есенин был очень ранимым и тяжело переживал семейные неурядицы родителей, но отчий дом почитал превыше всего. Очень тяжело, как опасную болезнь, перенес он первую разлуку с родимым домом, ему было настолько тяжело, что сбежал из Спас-Клепикова. Еле уговорили родители беглеца вернуться в школу. В 1912 году Есенин получает диплом сельского наставника — учителя, но от распределения в деревенскую школу при самом искреннем сочувствии к «забитому» и «от света гонимому народу» наотрез отказался, несмотря на слезы матери и гнев отца, которым очень-очень хотелось, чтобы их сын, такой пригожий да умный, всему селу на зависть стал учителем. И отказался не потому, что боялся «пропасть в глуши», а потому, что уже понял, что он — поэт.

Писать стихи Есенин начал рано, с девяти лет. В раннем детстве полюбил Сергей Есенин родную русскую природу и воспевал в своих стихах, «Страну березового ситца». Он чувствовал себя частью этой природы, поэтому как-то особенно светлы, чисты, мелодичны его стихи о природе: «Зеленая прическа», «Сыплет черемуха снегом», «Нивы сжаты, рощи голы» и др. Мелодичность стихов Есенина привлекает много композиторов, на его стихи сложено немало песен.

Приехав в Москву из деревни, юный поэт лелеет честолюбивые замыслы, но Москва не спешит признать его оригинальный талант, считая начинающим самоучкой. Однажды, поддавшись тоске, Сергей не выдерживает и пьет уксусную эссенцию, но, к счастью, вовремя опомнился и стал тут же пить молоко.
Из тяжелого душевного кризиса юношу выводит Анна Изряднова, работавшая корректором в редакции журнала, которая безответно и трепетно влюбилась в красивого и обаятельного Есенина. Она рожает от него мальчика, но не надеется на продолжение и узаконивание отношений, сама поднимает и воспитывает ребенка.
Никакого следа в жизни Есенина мать его первого ребенка не оставила. Да и вообще женщины в его драматической судьбе никогда не играли главных ролей, как это было у Блока или Тютчева. Он относился к ним легкомысленно, был чрезвычайно влюбчив, но не терпел несвободы, давления. Он был женат на Зинаиде Райх, жене Мейерхольда; на всемирно известной американской танцовщице Айседоре Дункан; затем на внучке великого Толстого Софье Толстой. В период влюбленности в армянскую учительницу по имени Шаганэ пишет цикл стихов «Персидские мотивы», после разрыва с другой любимой женщиной — стихотворение «Письмо к женщине». Его «любови» (а это были всегда прекрасные и умные женщины) вдохновляли его лиру на такие шедевры, как «Руки милой — пара лебедей», «Я спросил сегодня у менялы», «Хороша была Танюша» и т. д.
«Путевку в жизнь» дал ему А. Блок. Он первым признал поэта, сделал запись в своем дневнике: «Днем был у меня рязанский парень со стихами… Стихи свежие, чистые, голосистые, многословные…» Но тот же Блок, когда Есенин попросил еще об одной встрече, отказал ему, сказав: «Мне даже думать о Вашем трудно, такие мы с Вами разные». Холодную отчужденность Блока и самый воздух замкнутого его дома Есенин истолковал как «снисходительность дворянства», и до смертного часа эта душевная обида не улеглась. Снисходительности Сергей наглотался за годы вдосталь. Да, его баловали, ему льстили, им любовались, но не как равным, а как чем-то экзотическим, чем-то вроде расписной дымковской игрушки… Это больно ранило поэта. Он бунтовал, спорил, доказывал, дебоширил…

Сам Есенин писал о своем творчестве: «Моя лирика жива одной большой любовью — любовью к Родине. Чувство к Родине — основное в моем творчестве». Природа — всеобъемлющая, главная стихия творчества поэта, с ней лирический герой связан врожденно и пожизненно: «Родился я с песнями в травном одеяле. «Зори меня вешние в радугу свивали». Поэзия Есенина — самый значительный этап в формировании национального пейзажа, который наряду с традиционными мотивами грусти, запустелости, нищеты включает удивительно яркие, контрастные краски, словно взятые с лубочных картинок.

Секрет притяжения личности и поэзии Есенина — по сей день загадка для отечественных и зарубежных исследователей. Короткая, бурная и печальная жизнь Есенина многих поразила, и об этой жизни стали слагаться легенды. Эти легенды начали рождаться еще при жизни поэта, чему он сам много способствовал. Это странная и уникальная черта Есенина — легко входить в роль, подставленную литературой, и тяжело расплачиваться за нее в жизни. Сначала — роль «херувима», «пастушка», «Леля», природного дитяти, пять лет спустя — «хулигана». Окрестив себя хулиганом, принимается хулиганить в реальности и, по выражению В. Маяковского, «шумит в участке» (стихотворение «Исповедь хулигана»).
Есенинское сердце, душа, отзывчивые на горе, умеющие воспринимать чужое горе как свое собственное, всегда кровоточили; может, поэтому золотые крылья его пронзительной песни и не вынесли этой нагрузки любви и нежности. Жизнь С. Есенина подходила к концу. Душевные силы иссякли. Чувствуя свой конец, Сергей перед отъездом в Ленинград побывал у всех своих родных, навестил детей — Константина и Татьяну (детей от первого брака — с 3. Райх), попрощался со своей первой подругой Анной Изрядновой, у которой рос сын Есенина Юрий, сказав на прощанье: «Пришел проститься. Чувствую себя плохо, наверное, умру». Простился и с Софьей Андреевной Толстой, зашел к сестрам, побывал у матери. Ушел из дома в 30 лет навсегда…