Главная Новости Категории Мероприятия «Гармония». Петр Павлович Ершов «Конёк-Горбунок»

«Гармония». Петр Павлович Ершов «Конёк-Горбунок»

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня в рубрике «Гармония» русский поэт, прозаик, драматург, автор сказки в стихах «Конёк-Горбунок», ставшей классикой русской литературы — Петр Павлович Ершов (1815 – 1896 г.г.)
1.jpg

Он родился 22 февраля 1815 года в селе Безруково Тобольской губернии (сейчас территория Тюменской области). Мать будущего поэта, Ефимия Васильевна, происходила из купеческой семьи. Отец Павел Алексеевич занимал пост станового исправника. В детстве Петр был очень слабым, и Ершовы всерьез опасались за его жизнь. От отчаяния они даже решились на полуязыческий обряд «продажи» младенца: болезненного ребенка «отдавали» за грош нищему. Ребенок, разумеется, оставался с родителями, а бедняк, как считалось, уносил болезнь с собой. Из-за рода службы отца, семья часто переезжала, и первые 8 лет будущий поэт жил в Омске и Петропавловске. Затем, в 1924 году, отец отправил Петра и его брата Николая в Тобольск, чтобы сыновья обучались в гимназии. Поэтому долгое время мальчикам пришлось жить в отрыве от родителей, в семье дяди по материнской линии, купца Николая Степановича Пиленкова. Он, богатый человек и меценат, относился к племянникам очень тепло.
Еще одним человеком, принимавшим участие в жизни Петра, стал директор гимназии Иван Менделеев, отец великого химика Дмитрия Менделеева. С ним Ершов впоследствии близко подружился и даже отдал свою падчерицу за него замуж. После выпуска братья Ершовы начали обучаться в Императорском Санкт-Петербургском университете, так как папу отослали трудиться в столицу. Петр работал в годы студенчества в журнале “Подснежник” (семьи Майковых), создавал либретто из жизни Древней Руси, печатал свои стишки в “Библиотеке для чтения”. Так развивалось творчество поэта.

2.jpg
«Конек-Горбунок», принесший Петру известность, был написан молодым поэтом в годы студенчества. Первое время в Санкт-Петербурге было для юноши трудным: в столице бушевала холера, люди бунтовали. Все это производило на Ершова удручающее впечатление. Тогда ему и пришла в голову идея истории, главным героем которой станет честный и справедливый бедняк. Поэтическую же составляющую «Конек-Горбунок» обрел благодаря Петру Александровичу Плетневу, ректору университета и профессору русской словесности. Он показал студенту Ершову сказки Александра Сергеевича Пушкина, и начинающий автор окончательно определился со сказочным направлением сюжета и стихотворным изложением. После написания сказки, Ершов отдал ее на суд Александра Пушкина и Василия Жуковского, ведь он тесно с ними общался. Произведение вызвало у них восторг, а Пушкин отметил, что после «Конька-Горбунка» он может больше не беспокоиться о жанре сказок и оставить этот род сочинений.
Немного позже отрывок из сказки Ершова был прочитан с университетской кафедры самим Плетневым, затем еще один фрагмент «Конька…» опубликовали в ежемесячном журнале «Библиотека для чтения» за 1834 год. Успех привел к тому, что в октябре 1834-го сказка была полностью опубликована. Дебютная книга Петра Ершова продавалась по цене 5 рублей за экземпляр. Успех «Конька-Горбунка» открыл молодому писателю двери в творческое общество Санкт-Петербурга. Петр начал посещать встречи литераторов, знакомиться с коллегами по цеху и думал, что его призванием станет писательский труд.
3.jpg
Однако в силу юности и, возможно, детства, проведенного в провинции, Ершов не сумел оценить плотную взаимосвязь литературы с политической ситуацией в государстве. В итоге правительство усмотрело в «Коньке-Горбунке» неуважительное отношение к царской власти, и книга оказалась запрещенной к публикации. Поэтому, несмотря на популярность сказки, переиздали «Конька…» только в 1856 году, после смены царя. «Конёк-Горбунок» — сказка Петра Ершова в стихах, популярная и насыщена волшебными героями: «Жар-птица», огромная рыба и другие. В сказке встречаются устаревшие слова, интуитивно понятные, придающие особый колорит произведению. Сказку «Конёк-Горбунок» читать одно удовольствие! В ней и юмор, и философия и, конечно же, чудеса…
Уже при жизни Петра Павловича Ершова его сказка «Конек-Горбунок» была издана семь раз. И до сих пор она не перестает издаваться. А первые иллюстрации к сказке появились только в 4-ом издании, вышедшем в 1856 году. Большой популярностью пользуется она и среди художников. Иллюстрации к сказке П.П. Ершова «Конек-Горбунок» создавали художники: Владимир Конашевич, Владимир Милашевский, Николай Кочергин, Павел Соколов-Скаль, Юрий Васнецов, Кондратий Белов, Георгий, Александр и Валерий Траугот, Анатолий Кокорин, Дмитрий Дмитриев, Борис Стародубцев, Игорь Егунов.
В 1947 году режиссёр Иван Петрович Иванов-Вано снял советский полнометражный рисованный мультипликационный фильм на студии «Союзмультфильм» «Конёк — Горбунок» — безусловно, известный и любимый миллионами больших и маленьких зрителей в нашей стране. Мультфильм имел огромную популярность, и к 1975 году, не имея возможности сделать копию со старых негативов, Иванов-Вано сделал новый фильм по старым эскизам. В 1941 году режиссер Александр Роу снял советский полнометражный цветной художественный фильм – сказку «Конек – Горбунок», поставленный на студии «Союздетфильм» по мотивам одноименной сказки П. Ершова и русских народных сказок.
Родион Щедрин – советский и российский композитор, сочинивший балет по сказке Петра Ершова «Конек-Горбунок». Балет «Конек-Горбунок» — второе крупное произведение Щедрина. Сочинявшийся, как и концерт, в студенческие годы, балет был закончен в 1955 году. А через пять лет поставлен на сцене нашего прославленного Большого театра. Премьера состоялась 4 марта 1960 года. К сюжету сказки композиторы обращались неоднократно. Были написаны произведения для оркестра, опера, балеты. Наиболее долговечным оказался балет Ц. Пуни (1864). Но по музыке этот балет не был русским, несмотря на использование композитором популярной плясовой песни «По улице мостовой» и любимой всеми мелодии «Соловья» Алябьева. Действие сказки происходило на Востоке, и балет иногда шел под названием «Царь-девица». Поэтому мы вправе говорить о первом (и пока единственном) удачном воплощении сказки Ершова в русском балете. В народном складе выдержаны не только образы народа, Ивана и его вероломных братьев Данилы и Гаврилы, но и сказочный Конек-Горбунок, а в конце балета и сама Царь-девица — существо загадочное, фантастическое из далекой неведомой страны. Произведение полно народного веселья, лирики, тепла и мягкой добродушной усмешки.
Желаем вам хорошо провести время.