С. А. Есенин «Сорокоуст»
В 2020 году исполняется 100 лет со времени публикации поэмы С. А. Есенина «Сорокоуст». Поэма была написана в 1920 г., отрывки (2 и 3 часть) напечатаны в №№ 7 — 10 журнала «Творчество». Полностью поэма вошла в сборник «Исповедь хулигана» (1921 г.).
«Сорокоуст» — одно из самых пронзительных, очень личных и в то же время предельно обобщённых произведений поэта. Несовпадение ожидаемого и реального, тоска по уходящему и внутренний страх перед будущим, боль и любовь прослеживаются в стихотворении в каждой строке, в каждом слове, в том, как они соотносятся друг с другом.
Сорокоуст — специальная церковная молитва, проводимая в течение 40 литургий. В это время человек, за которого молятся, не присутствуя в церкви (обычно из-за тяжёлой болезни), становится причастным крови и плоти Иисуса. Сорокоуст так же заказывают об умерших, но, чаще всего, — о недавно почивших. Так о ком же поэтическая молитва Есенина? Она — о живом или о мёртвом?..
Ответ на вопрос можно найти в одном из писем Есенина, где он вспоминает, как видел жеребёнка, скачущего за паровозом и силящегося его обогнать. Жеребёнок бежал очень долго, пока его не поймали.
В этом же письме Есенин объясняет, как понял этот жизненный образ: «Конь стальной победил коня живого». Жеребёнок стал для Есенина «наглядным дорогим вымирающим образом деревни».
Хотя «Сорокоуст» назван поэмой, формально он слишком мал для поэмы и распадается на цикл стихов, объединённых одной темой, показанной в её развитии. Зато поэме соответствует сам замысел «Сорокоуста» — молитва надежды на исцеление тяжелобольного, его приобщение к жизни народа. Этот больной, почти умерший — старая жизнь, патриархальный уклад, любимая Есениным деревня.
Поэма посвящена Анатолию Мариенгофу, товарищу Сергея Есенина в период увлечения им имажинизмом (с 1918 г.). Есенин в 1920 году — убеждённый имажинист. Основная цель имажинистов — создание яркого и необычного, поражающего воображение, художественного образа (в основном, с помощью метафор).
Есенин поет Сорокоуст по старому, тяжело больному и даже умирающему (или только что умершему) миру. Основная мысль состоит в неизбежности умирания старого, но такого дорогого поэту мира. Есенин очень остро чувствует и переживает конец старой Руси. Главная тема поэмы — столкновение уходящего мира патриархальной деревни и нового, железного мира города, промышленности.
С. А. Есенин — по-настоящему великий, истинно русский поэт. Его поэзия проникает до самых глубин души…
Пользуйтесь услугами ЛитРес по ссылке https://vk.com/bogatkova.cbstolstoy?w=wall-174555973_661