Дружба: вне времени, религии и национальности
6 ноября 2015 года.
Городской межнациональный центр.
Городской семинар «Особенности работы библиотеки в учебных заведениях с многонациональным составом учащихся».
Серьёзнейшая тема. Серьёзнейшие люди. Серьёзные проблемы. Но и здесь библиотеке им. Б. А. Богаткова удалось вызвать улыбки на лицах участников семинара!..
Научно-теоретическая составляющая таких весомых докладов, как: «Современная государственная национальная политика и особенности ее реализации в г. Новосибирске», «Этнический состав населения города Новосибирска: современное состояние и тенденции», «Опыт культурно-просветительской работы национально-культурных автономий и организаций в г. Новосибирске», «Проблема межнационального общения в молодежной среде», «Особенности работы библиотеки в учебных заведениях с многонациональным составом учащихся», «Работа с мигрантами: грани сотрудничества», «Через книгу – к согласию народов» и других была разбавлена исключительно практическим сообщением «Дружба: вне времени, религии и национальности» от библиотеки им. Б. А. Богаткова.
Проблема межнационального общения, в том числе в молодёжной среде, красной нитью прошла через все выступления семинара. Увы, но порадовать проблемами мы коллег не смогли — по причине их отсутствия как в нашей библиотеке в целом, так и в молодёжном историко-поисковом центре «Звезда» в частности. Собственно, до озвучивания темы данного семинара в нашем коллективе, штабе, активе, отряде (кому как нравится) даже не поднимался вопрос — кто какой национальности. Вопрос отпал сам собой, так как объединяет всех ребят уже многолетняя работа (с ценными результатами) — и самая элементарная дружба. …Скажите, недружный молодёжный коллектив стал бы из под палки делать это, это, или, к примеру , это?.. Вот и мы думаем, что нет. И делаем.
Повторим: теории не было ни слова. Для тех, кто еще не забыл, как пишутся дипломы в ВУЗах, позволим себе сравнить наше выступление с третьей главой диплома — практикой. Что же иное, как ни практика: День Пушкина и русского языка, возглавляемый нашими ребятами с Азербайджана и Армении; трудовой десант под предводительством немцев и армян, чтоб заработать деньги на издание книги стихов татарину; Вахта Памяти, где одни из лучших начальников караула и курсантов — опять же армяне и азербайджанцы (и это только примеры МИПЦ «Звезда). Захватывая прочую деятельность библиотеки, отметим своих давних и любимых партнёров — Комплексный центр социального обслуживания населения Октябрьского района, благодаря воспитанникам которого учим даже цыганский язык, а на мероприятиях проводим и русские, и кавказские, и среднеазиатские игры и обряды — в связи с многонациональным составом ребятишек (фото мероприятий с КСЦОН легко это подтвердят).
К сожалению, в регламент выступления не вошла работа с мигрантами, которую наша библиотека проводит совместно с Отделом УФМС Октябрьского района по Программе социокультурной адаптации мигрантов в России и в рамках адаптации семей беженцев — граждан Украины в российской системе культуры и образования. Но уверены, что случай рассказать и об этой сфере работы библиотеки еще представится. С мигрантами проводятся занятия по истории России, по русским традициям и русскому языку; непременно проводятся экскурсии по музейной комнате «Без Прошлого нет Будущего».
Для педагогов и библиотекарей, только начинающих работу с многонациональным составом учащихся: небольшой совет или пожелание, как угодно, причём исходя исключительно из собственного опыта работы. Начинайте работу не с проблем, не с каких-то «особенностей» или «специфики» отдельных детей/подростков. Не навязывайте культуру какого-то одного народа в ущерб другим — вот отсюда-то и возникают надуманные проблемы. В то же время вы должны точно знать, откуда родом ваши воспитанники и чем они гордятся в плане самобытности своего народа. Случайный неформальный разговор о красотах Кавказских гор или 1000-летней истории Казани в общем кругу окажет большее воспитательное воздействие, чем разговоры о столь модной ныне толерантности. Создайте, организуйте общее дело, увлеките чем-то необыкновенно захватывающим вашу молодёжь — и каждому найдите место в этой деятельности. Пусть чувствуют себя незаменимыми. А если все ваши ребята будут заняты чем-то общим, интересным и полезным — то на бесполезные разговоры и выискивание «национальных» проблем просто не останется времени.
Года полтора назад завуч одной из школ Октябрьского района задала на вопрос: «Какие усилия вы прикладываете для того, чтобы в вашем многонациональном молодёжном коллективе не было национальной неприязни друг к другу?..». И привела примеры неблагополучных в этом отношении классов школы. Наш ответ разочаровал педагога: абсолютно никаких!..
Нет хороших и плохих национальностей; нет правильной и неправильной религии; нет нужной и ненужной веры. Есть ЛЮДИ – и это всё. Все «особенности», «специфику» и «проблемы» чего бы там ни было создаём мы сами, и соответственно, только мы сами сможем их решить. Хотите быть «вне времени, религии и национальности» — так будьте! А помощниками в этом вам станут сами ребята, уверяем.
И в заключении: вспомним КВН конца 1990-х – начала 2000-х годов. Распад СССР только крепче сдружил молодёжные команды с разных уголков бывшей огромной страны. И огромной энергией, небывалой силой и мощью веяло от сочинских и юрмальских фестивалей, от московских игр, когда и армяне, и азербайджанцы, и татары, и буряты, и русские, и украинцы, и белорусы, и грузины, и осетины стояли на одной сцене – очень разные, очень самобытные – и бесконечно похожие, потому что ДРУЖНЫЕ. Может быть, стоит взять за основу своей деятельности именно подобные принципы сосуществования, а не бесконечные проблемные идеи?..